Корпоративный блог

Пресс-центр

Переход к IP телефонии. Консерватизм или в омут с головой?

Игорь Гершуни, Pre-Sales Support Engineer БЕЛТЕЛ

Просматривая старые статьи, интересно пронаблюдать изменение отношения к IP-телефонии на протяжении последних 10 лет. Начиная от восторженного открытия того факта, что пакетная телефония возможна, через эйфорию первых экспериментов ("Ух ты, оно еще и разговаривает!") к первым разочарованиям ("Разговаривать-то оно разговаривает, только ведь не разобрать ни слова!"); через осторожные опыты первых коммерческих внедрений к оптимистичным заявлениям о грядущем тотальном вытеснении традиционных систем системами VoIP.

Да и сейчас еще не стихли окончательно споры, еще слышны голоса скептиков, впрочем, все тише и тише. Напротив, уверения в том, что традиционным системам жить осталось всего ничего, звучат все чаще и смелее.

С другой стороны, если взглянуть на статистику новых устанавливаемых телефонных портов, становится очевидно, что TDM системы чувствуют себя очень неплохо для умирающих. То есть, слухи о смерти традиционной телефонии несколько преувеличены.

Интересно, конечно, окинуть взглядом историю и порассуждать о перспективах. Но вот когда дело доходит до конкретной задачи, до конкретного предприятия, которое уже завтра нужно обеспечить связью, тогда-то что делать? Сделать ли ставку на, пусть и "умирающие", но все еще актуальные и проверенные временем технологии? Или вложить средства в новейшие решения, прорваться через все трудности, потоптаться по новеньким граблям, но зато в будущем получить вполне заслуженные дивиденды в виде современных сервисов, защиты инвестиций и низкой стоимости эксплуатации?

Ничуть не претендуя на истину в последней инстанции, я сделал в этой статье попытку рассмотреть основные существующие на сегодняшний день типы УПАТС и проанализировать возможности их применения.

Сразу оговорюсь, что вполне сознательно воздерживаюсь от упоминания конкретных имен производителей и моделей. Во-первых, потому что речь пойдет не об определенных УПАТС, а о типовых решениях. А во-вторых, потому, что упоминание конкретных моделей неизбежно приведет к необходимости их сравнения, а сравнения такие либо слишком объемны, либо крайне однобоки.

Общепринятая схема классификации современных УПАТС такова:

  • цифровые УПАТС;
  • УПАТС гибридные, то есть объединяющие в себе как TDM часть, так и VoIP часть;
  • и, наконец, чистые IP-УПАТС (иногда не совсем корректно называемые Softswitch).

Рассмотрим каждый вид немного подробнее.

Возьмем, к примеру, цифровую УПАТС без признаков IP-технологий… Позвольте, но где же мы ее возьмем? Если взглянуть более внимательно на предлагаемые современным рынком телефонные станции, то обнаруживается, что в чистом виде TDM-систем практически никто из ведущих производителей не предлагает. Есть, конечно, некоторое количество представителей малых АТС (того, что в западной терминологии называется Telephone Key System/TKS), так про них и рассказывать нечего. Есть на рынке, безусловно, предложения аутсайдеров и остатки старых моделей УПАТС, выпущенные еще до эпохи IP, но количество их тает с каждым годом.

Позвольте, а куда же делись старые знакомые? Где те телефонные станции, которые еще вчера задавали темпы развития цифровых коммуникаций, предлагая все новые и новые услуги изумленным пользователям? Неужели они уже отжили свое? Нет, просто практически все крупные и уважаемые производители уже давно расширили функциональность выпускаемых цифровых УПАТС, переведя их таким образом в наиболее многочисленный класс гибридных УПАТС.

Именно гибридные УПАТС на данный момент являются основным и самым многочисленным типом предлагаемых на рынке коммутаторов, и именно гибридные УПАТС на сегодняшний день позволяют решить абсолютное большинство задач, возникающих при организации современной функциональной и надежной корпоративной связи. Сохранив наработанный десятилетиями опыт эксплуатации цифровых телефонных коммутаторов, современные гибридные системы расширили традиционный набор функций возможностями IP-телефонии, что в результате дало решения, лидирующие на сегодняшний день по сочетанию гибкости и функциональности.

Современные гибридные УПАТС начинаются от маленьких коробочек, способных обслужить офис от двух до нескольких десятков человек и заканчиваются мощными коммутаторами на десятки тысяч портов. Причем, что характерно для гибридных УПАТС последнего поколения, даже маленькие коммутаторы способны предоставить впечатляющий набор телефонных сервисов, не так давно являвшихся прерогативой исключительно больших и дорогих систем, например функциональность универсальной системы сообщений (Unified Messaging) или функциональность call-центра.

Необходимо так же особенно отметить, что многие производители поддерживают процедуру модернизации своих старых цифровых УПАТС до их современной гибридной версии, что является очень немаловажным фактором для организаций, уже вложивших в телефонию немалые средства. Теперь они имеют возможность, не разрушая уже построенной инфраструктуры, внедрить на своей сети современные технологии с минимальной затратой средств.

Ну и наконец мы добрались до самого динамичного и перспективного класса – IP-УПАТС. Это наиболее прогрессивные устройства, и именно они призваны "сказку сделать былью". Интеллектуальная обработка вызовов, мобильность, видеотелефон и прочие мультимедийные приложения – все это под силу IP-УПАТС.

Основным отличием IP-УПАТС от традиционных систем является то, что они реализованы программно. То есть, в общем случае это некий стандартный компьютер со стандартной операционной системой и специализированным программным обеспечением. Именно это программное обеспечение ответственно за весь процесс установки соединения, сетевую сигнализацию и интеллектуальные функции связи. В случае необходимости подключения традиционных телефонных сервисов, таких как аналоговые устройства или цифровые соединительные линии, используются стандартные шлюзы (media gateway). При этом производитель шлюза, в общем-то, не важен, главное чтобы он поддерживал стандартные интерфейсы и протоколы.

Такая схема построения телефонной сети обладает непревзойденной гибкостью. Программная реализация ядра системы позволяет внедрить любой новый сервис не затрагивая аппаратной части системы, а емкость системы может быть легко увеличена простым добавлением компьютеров в кластер. Шлюзы могут быть установлены в любом месте сети, позволяя избежать необходимости прокладки километров дополнительных кабелей. Очевидно, что именно за программными IP-УПАТС будущее корпоративной телефонии. Так почему же не порекомендовать ставить их всем и везде? Почему еще не вытеснены окончательно их гибридные собратья?

Ответа на этот вопрос два. Во-первых, несмотря на всю свою перспективность, программные коммутаторы еще совсем молоды, и им все еще свойственны болезни роста. Предлагая новейшие средства общения, программные коммутаторы пока сильно уступают своим старшим братьям в плане реализации традиционных телефонных сервисов. А во-вторых, построение телефонии на базе протокола IP предъявляет серьезные требования к сети передачи данных. Начинать полный переход на IP-телефонию необходимо с создания надежной, производительной, управляемой и безопасной корпоративной сети передачи данных. Строительство же подобной сети целесообразно лишь в том случае, когда сеть планируется активно использовать не только под телефонию, но и под другие приложения реального времени, такие как видеонаблюдение, ERP/CRM системы, то есть под сервисы, требующие большего уровня доступности и надежности, нежели обычная электронная почта с Интернетом да совместный доступ к файлам. Далеко не все предприятия пока к этому готовы.

Иногда можно встретить мнение, что IP-УПАТС является дешевым решением по телефонизации предприятия. Тут важно понимать, что дешевое решение всегда означает низкую надежность, да и полнофункциональным оно вряд ли получится. Казалось бы, что может быть проще – берем свободный компьютер, ставим на него соответствующую программу, и вперед! Так, да не так. Компьютер хорошо бы поставить понадежнее, а большие системы строятся на базе нескольких компьютеров, делящих между собой нагрузку и резервирующих друг друга. Заботясь о надежности, некоторые производители поставляют специально подготовленные компьютеры в составе IP-УПАТС, гарантируя тем самым совместимость своего ПО с аппаратной платформой. Кроме, собственно, ядра коммутатора, для полноценной работы конференций и других multimedia приложений необходимо наличие специализированного сервера (Media Application Server/MAS), а в большой сети возможно и не одного. Добавим сюда терминалы конечных пользователей и шлюзы в ТфОП, и получим систему, которая ни простой, ни дешевой не является. Стартовая стоимость правильно спланированной и надежной системы IP-телефонии почти всегда заметно превышает стоимость цифровой системы аналогичной емкости. Другое дело, что в эксплуатации IP системы оказываются намного более дешевы.

Для тех, кто желает быть на острие прогресса, но в то же время не готов к революционным изменениям, есть путь внедрения IP-УПАТС, позволяющий, с одной стороны, получить все преимущества современной IP-телефонии, с другой стороны, минимизировать сопровождающие ее внедрение проблемы. Это использование IP-УПАТС как multimedia расширения для существующего (или нового) гибридного коммутатора. Такая схема позволяет, сохранив привычную инфраструктуру связи, получить доступ так же к и новейшим приложениям. Например, использовать обычный телефон (цифровой или аналоговый) совместно с приложением для видеоконференций, работающем на компьютере. Такой путь развития предъявляет более низкие начальные требования к сети передачи данных (в случае аварии сети пострадают только дополнительные службы, но основная связь сохранится). В будущем же, по мере развития сети и повышения роли IP-УПАТС, телефонные станции могут поменяться местами. Основную функцию коммутации возьмет на себя IP-УПАТС, а бывшая гибридная станция превратиться в шлюз к традиционным телефонным сервисам. Такой путь развития является самым безболезненный путем миграции от старых голосовых сервисов в светлое мультимедийное будущее. Путь через эволюцию, а не революцию.

Итак, что же можно порекомендовать предприятию, перед которым стоит задача построения или модернизации телефонной связи? Безусловно, каждый случай надо рассматривать отдельно, но некоторые общие рекомендации все же попробую привести:

  • Полностью цифровые УПАТС без поддержки IP-технологий уже морально устарели. Использовать их в новых инсталляциях не стоит, иначе вы рискуете отрезать себе путь к будущему развитию;
  • Рассматривать установку IP-УПАТС имеет смысл только при построении полностью конвергированной сети на базе протокола IP. Этот путь наиболее перспективный, но в то же время наиболее дорогостоящий и тернистый. Однако, вложенные средства вернутся вам сторицей, если, конечно, ваша бизнес модель действительно требует использования тех преимуществ, которые дает современная IP-телефония;
  • Для большинства предприятий на сегодняшний момент оптимальным вариантом будет установка гибридного коммутатора. Это даст возможность использовать проверенные временем надежные решения совместно с преимуществами, которые предоставляет IP-телефония;
  • Если на предприятии уже установлена цифровая телефонная станция, имеет смысл исследовать вопрос, а нет ли возможности модернизировать ее до современной гибридной УПАТС;
  • Если вы не готовы к полному переходу на IP-УПАТС, но в то же время испытываете необходимость в современных интеллектуальных и мультимедийных сервисах, то возможно использование IP-УПАТС в качестве расширения гибридного коммутатора.