Корпоративный блог

Пресс-центр

Особенности национальной ВКС

Финансовые показатели как российского, так и мирового рынка видеоконференцсвязи (ВКС) снижаются начиная с 2012 года. В то же время их объем в количественном выражении увеличивается. Участники отечественного рынка объясняют это как политико-экономической ситуацией, так и снижением стоимости ВКС-решений, которое делает их доступными для большего количества потребителей.
На вопросы обозревателя журнала "Стандарт" Александра Калигина ответил Сергей Балов, Руководитель направления мультимедийных решений. Полную версию обзора читайте в №7/8 журнала "Стандарт".
               

Финансовые показатели как российского, так и мирового рынка видеоконференцсвязи (ВКС) снижаются, начиная с 2012 года. Какова текущая ситуация на российском рынке ВКС?

Российский рынок в данном случае отреагировал ожидаемо. Поскольку продукты ВКС относятся к высокотехнологичным, и серьезные проекты требуют заметных затрат, то в период экономического спада они в числе первых попали в списки отложенных или «замороженных». Однако, в последнее время обозначилась некоторая активность в данной сфере, и это может говорить о том, что многие участники российского бизнеса в той или иной мере освоились в новых экономических реалиях, что, несомненно, вселяет позитив.

С чем связано снижение финансовых показателей данного рынка?

Бесспорно, наши российские клиенты по достоинству оценили видеоконференцсвязь как инструмент для выполнения множества задач, как связанных с прямыми бизнес-процессами, так и с косвенными. Поэтому проекты по внедрению и развитию этих технологий не исчезли из стратегических планов большинства компаний. Тем не менее, бюджеты на эти цели выделяются с большой осторожностью. Проще говоря – сегодня, имея деньги на новый станок или на систему ВКС, предприятие предпочтет купить станок, поскольку он обеспечивает основную бизнес-цель – производство продукции, на которой предприятие и получает прибыль. Таким образом ВКС будет ждать своей очереди к двери с надписью «бюджет на оптимизацию процессов управления, разработки и всего, что не является приоритетом №1».

Являются ли массовые ОТТ-сервисы (Skype, Viber, WhatsApp и т.п.) конкурентами для вендорских аппаратных и гибридных систем ВКС?

Если рассматривать технологические аспекты предлагаемых продуктов и сервисов, то конечно же в умах большинства пользователей первой всплывает ассоциация ВКС-Skype. Однако, в бизнес-среде подход к решению многих задач все же заметно отличается от подхода, принятого на потребительском рынке. На это влияют и соображения информационной безопасности, и возможности реализации технологий, обеспечивающих качество связи, и еще целый ряд факторов. Так что в реальности коммерческий сегмент рынка серьезно относится к выбору решений видеоконференцсвязи и стратегии их развития. Поэтому на рынке ВКС, как и на многих других, прослеживается заметное разделение «профессиональных» и «бытовых» продуктов.

Насколько распространение OTT-сервисов и облачных ВКС-систем - недорогих и быстро внедряемых программных продуктов - характерно для отечественного корпоративного сектора?

Специфика отечественных бизнес-процессов отмечена многими зарубежными игроками, и в этой сфере ничего необычного не произошло. Российский пользователь информационной системы в целом и ВКС в частности мягко говоря «не доверяет» облачным сервисам в различных их проявлениях. Здесь так же действуют упомянутые аспекты безопасности и каналов связи, но к ним добавляются еще и локальные технические риски, влияющие на предоставление сервиса или сохранность данных.

Какие типы ВКС-решений (аппаратные, программные, гибридные или OTT) наиболее популярны у российских заказчиков?

Исторически так сложилось, что в нашем менталитете напрямую ассоциируются понятия «потратить деньги» и «получить покупку в руки». В сфере ВКС это проявляется тем, что наиболее востребованными в нашей стране являются аппаратные системы, которые можно потрогать, ощутить вес, поставить на баланс, т.е. все то, что хочется сделать с «дорогой вещью». Постепенно набирают обороты программные и гибридные системы, т.к. они могут предложить большую гибкость в дальнейшей эксплуатации. Сервисам же на российском рынке ВКС пока приходится довольствоваться потенциалом вместо достижений.

Для каких категорий пользователей использование каких типов решений предпочтительнее?

Этот вопрос, пожалуй, самый неоднозначный, поскольку практически все лидеры этого рынка позиционируют свои продукты как решения для любых применений, вертикалей и отраслей. И это в большинстве случаев не просто маркетинг, а действительное положение дел. Однако, упрощая, можно сказать, что сервисы ВКС и программные решения больше подойдут небольшим компаниям, которые не готовы выделять значительных капитальных затрат на ИТ инфраструктуру; аппаратные же и гибридные решения проявят свои преимущества в крупных компаниях, которые уделяют серьезное внимание вопросам оптимизации использования ресурсов и планирования развития инфраструктурных решений.