Корпоративный блог

Пресс-центр

Принцип одного окна

Новости последних лет все чаще сообщают нам о консолидации рынка услуг связи, росте абонентской базы у операторов, более глубокому проникновению самих операторов в своих абонентов, новых и новых сервисных предложениях. Что уж говорить о постоянно изменяющихся тарифных предложениях и новых опциях у всех провайдеров услуг.

Как же выглядит со стороны оператора существование и рост в условиях возрастающей конкуренции и изменениях в нормативной базе?
Стоит сразу оговориться, что рынок связи далеко не насыщен, и предпосылки для роста бизнеса у операторов далеко не исчерпаны. И, действительно, на волне бурного роста услуг и развития сервисов перед большинством крупнейших операторов встает ряд вопросов: разработка тарифов на передачу голоса и данных с учетом устойчивой динамики роста последнего, конвергенция услуг и сервисов в одном пакетном предложении, миграция голоса из традиционной GSM сети в сеть передачи данных нового поколения, консолидация тарифных опций и управление и ими, бурный рост медиатрафика и предложений по потоковому видео и «видео по запросу», учет специальных и персонифицированных предложений, интеграция новых абонентов в процессе M&A и т.д. Особенно динамичным выглядит вопрос подключение новых постоянно появляющихся услуг для абонентов. Зачастую задержка даже в 1 день может стоить оператору существенную сумму недополученной прибыли.

В то же время мы наблюдаем тенденцию снижения стоимости тарифов и рост спроса на безлимитные (или условно безлимитные) тарифы в виду все той же усиливающейся конкуренции. Особенно явно это выражается в виде снижения стоимости удельного времени передачи голоса и единицы передачи трафика. На массовый рынок выходят дискаунтеры и MVNO. Для поддержания ARPU хотя бы на стабильном уровне провайдеру услуг приходится направлять существенные маркетинговые усилия на разработку предложений более активного использования сервисов. И если оператору порой не просто спровоцировать абонента на рост голосового трафика (как например одно из рекламных предложений: стоимость разговора с 2 по 5 минуту 0,00 рублей), то «заставить» абонента потреблять больше трафика задача более разносторонняя и посильная. Это достигается в том числе и ростом мультимедийных «тяжелых» предложений, таких как фотоальбом, VoD, nVoD, PPV, time shifting, OTT сервисы сторонних провайдеров. Причем целевая модель, которая безусловно будет востребована абонентами, это «бесшовная» конвергенция сред доступа для абонента. Приведем простой пример с использованием «тяжелого» видеорешения. Один болельщик захотел посмотреть зрелищный матч КХЛ, который начинается в 17:00. В 17:00 он оплатил его просмотр своему оператору и первый период активно болел на работе со своими коллегами на мониторе рабочего ПК через web приложение. После первого периода наш болельщик сел в такси и продолжил просмотр второго периода на планшетном ПК. Понимая, что до места назначения он добрался быстро, но нужно обязательно зайти в магазин, он ставит незавершенный второй период на паузу и запись. Через час, усевшись дома перед большим телевизором, наш болельщик с комфортом продолжает просмотр с момента паузы второго периода через сеть IP-TV и уже с разрешением HD.


Выглядит красиво, и мы, абоненты, безусловно желаем подобный сервис, чтобы голос, видео, данные, приложения мы могли получать из любой точки своего присутствия от своего оператора, не задумываясь о технологии и среде доступа. И при этом были волатильны изменять свои тарифные опции, пакеты услуг, использовать свои бонусные баллы или обещанный платеж. При этом пока даже оставим в стороне различные учетные записи авторизации, привязанные к единому счету, но с различным набором услуг и политик, а также идентификацию устройств в личном кабинете.


Направляясь к подобной модели конвергенции услуг, оператор столкнется с рядом задач по управлению и активации услуг:
• Внедрение единой системы управления и активации для всех видов услуг на программном и аппаратном уровнях;
• Централизованная и отказоустойчивая активация и управление всеми сервисными платформами, включая предыдущие решения активации и provisioning;
• Автоматизация по активации услуг в гетерогенной среде;
• Управление кастомизированными услугами и услугами нового поколения;
• Интеграция единой системы активации в существующие бизнес-процессы оператора и готовность к интеграции в целевую модель;
• Унифицированная поддержка ИТ и сетевого оборудования ведущих производителей;
• Единое технологическое решение для массового рынка, для корпоративных заказчиков и для уникальных клиентов;
• Разграничение особенностей активации и настройки услуг на отдельных OSS системах от процедуры активации и управления в единой интерфейсной системе;
• Максимально быстрое введение новых услуг и их взаимосвязи с существующими схожими услугами.

Одной из приоритетных задач реализации, которую должен поставить перед собой оператор при выборе и внедрении решения по активации и управлению услугами должна стать именно автоматизация процессов конфигурирования сетевой и ИТ инфраструктуры, проводившихся ранее вручную, и как следствие сокращение времени на выполнение одной заявки или частного запроса от клиента. Подобные сервисные платформы принято называть «Сервис-активаторами» или Service Activator.


Типовой рабочий интерфейс специалиста позволяет осуществлять следующие основные функции:
• Аутентификация;
• Карточка существующего или нового абонента;
• Подключение доступных услуг;
• Отключение активных услуг;
• Информации о статусе услуг;
• Статистика текущей сессии.

Как видим, процедура активации или деактивации услуг занимает не более минуты и не требует от специалиста-оператора каких-либо специальных навыков. При этом аутентификация и настройка прав доступа позволяют ограничить доступ к тому или иному пулу данных в соответствии с действующей политикой компании. Уменьшение времени обслуживания 1 заявки или 1 абонента в несколько раз несомненно снижает затраты на предоставление услуг. В то же время увеличение скорости обслуживания позволяет ускорить получение дохода от активных и новых услуг, ускорить разработку новых продуктов и сервисов за счет интеграции с различными OSS/BSS платформами на уровне самого Service Activator. Развитие систем Service Activator позволяют также интегрировать решение с order management, системой управления материально-производственными запасами, inventory, управление рисками. Мониторинг предоставления и доступности услуг становится буквально мгновенным и актуализироваться в режиме on-line. А современная архитектура многих платформ практически не ограничивает оператора в расширении абонентской базы, набора сервисов и тарифов, физической масштабируемости сети, модернизации бизнес-процессов.


Безусловно, перед принятием решения о внедрении системы service activator оператору необходимо для себя оценить текущие процессы и целевые. Спрогнозировать, какую выгоду и в какой период времени он ожидает получить от внедрения. А также рассчитать общую стоимость самого внедрения: стоимость внутренних ресурсов, стоимость внешних привлекаемых ресурсов, стоимость самого продукта и его поддержки на прогнозируемый период ожидаемого эффекта, возможное привлечение третьих лиц для интеграции с существующими OSS/BSS системами.